Великая тайна венчания


Тема: ЗАГС и венчание / Регистрация брака
Венчание   Сейчас на дворе сентябрь, а значит, прекрасная пора свадеб. Молодожены первым делом отправляются в загс скреплять свои семейные узы золотыми кольцами и штампом в паспорте. Затем они, может быть, поедут венчаться, а некоторые молодые пары откажутся от этого церковного обряда в силу некоторых уважительных причин. Так давайте разберемся, так ли нам важно церковное благословение на брак или, может быть, стоит обойтись и без него? И если вы все-таки решили обвенчаться, то как правильно подготовиться к этому обряду?

Если задать вопрос о значении брака многим из тех, кто сегодня приходят в храмы, чтобы заключить свой брачный союз, то чаще всего можно услышать весьма неопределенные ответы. И молодожены, и те люди, которые уже по прошествии многих лет совместной жизни пожелали получить церковное благословение на брак, часто не имеют точного представления о том, как проходит это таинство и для чего оно нужно. Вот давайте и уясним себе принципы христианского брака по церковному учению.

   Обряд венчания впервые появился с IV века. Считалось, что брак, не получивший церковного благословения, “не мог называться браком”, а был лишь незаконным сожительством. Иными словами, только церковное венчание стало придавать браку законную действительность. В наше время для юридического признания до церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в загсе, затем совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей.

В России венчать брачующих мог только приходской священник жениха или невесты. Бракосочетание совершалось в присутствии свидетелей жениха и невесты, которые подтверждали акт бракосочетания своими подписями в метрической книге. Такой порядок был установлен в Русской Церкви с 1802 года. В наше время венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак, в храме в присутствии родных и друзей. В прошлом родители новобрачных в церкви при обряде венчания не присутствовали во избежание принужденных браков. В наше время это разрешается.

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в Сырную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Церковью не допускается вступление в брак более чем три раза. Вообще-то, третий брак церковью не одобряется. “Первый брак – закон, второй – понуже прощение слабости ради человеческия, третий – законопреступление, четвертый – нечестье, понеже свинское есть житие”, -- говорил святитель Григорий Богослов. Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей; а также если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.

В самый день браковенчания родители, произнеся молитвы, совершают благословение своих детей: сына – иконой Спасителя, дочь – иконой Божией Матери. В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получают Божие благословение. Для этой цели молодые люди прибывают в храм. По обычаю первым в храм появляется жених, сопровождаемый шаферами (друзьями) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Спасителя. Жених отходит на правую сторону храма и ожидает приезда невесты. Она прибывает чуть позже и, также сопровождаемая иконой Божией Матери и шаферами, отходит на левую сторону храма. Затем начинается праздничная литургия.

 
Нет содержания для этого блока.

Copyright © 1999-2015 Passion.ru Перепечатка материалов
допускается только с письменного разрешения редакции!

Сайт может содержать контент, запрещенный для просмотра лицам до 16 лет.